Современный магазин: тенденции изменения в стилистике манекенов

31 мая 2016

Что и кто был раньше: манекенщица или манекен? На самом деле, это всего лишь игра перевода. "Манекен" и то, и другое. И скульптурное подобие человеческого тела — и живое создание, демонстрирующее надетую на него вещь в динамике. Показ одежды с привлечением наемного труда возник намного позже, чем метод продаж изделий с помощью натягивания их на деревянную или плетеную фигуру. Справедливости ради, стоит отметить, что ивовые прутья, тростник или полированное дерево никоим образом не очеловечивались ни в сознании ремесленника, ни покупателем. Болванке-торсу назначалась определенная задача: сделать силуэт изделия объемным и получше представить его в воображении потенциального владельца вещи. Но чем более совершенны становились манекены, уже похожие на искусно созданных кукол, тем более сильный эмоциональный отклик они вызывали. Массовое производство породило и разделение манекенов, если можно так выразиться, по социальным целевым группам, их стилистика прорабатывалась совершенно различным образом.

Манекены торcы первые первопроходцы.

Если первые манекены были лишь торсами, насаженными на держатель и снабженными подставкой, то кому первому в голову пришла идея разъять на части более современный манекен, отделив голову, ноги и руки — неизвестно. Таким образом, существует две крайности: пугающая идентичность с живым человеком (вплоть до натуралистичного парика, макияжа, подсветки и некоторых механических движений) либо, наоборот, дробление на демонстрационные формы (отрезание по линии бедер и талии, лишение головы, лица и т.д.) в тех случаях, когда это не оправдано логически. Именно в таких случаях сознание человека, увидевшего такую "куклу", фиксирует ее как нечто неправильное и не слишком хорошее.

Если манекен для удобства вновь обрезается до той стадии, когда похож на портновскую форму — это нормально . Также не волнует посетителя уличной торговой точки, отчего двадцать правых "ног" вывешены в три ряда, а на полке стоят отдельные головы в шляпах. Необходимость показывать ассортимент на весьма ограниченной площади и сама направленность такого места продаж одежды предрасполагает к крайне экономным решениям. Цельный манекен там большая редкость. Точно так же в специализированных отделах (с перчатками, обувью, аксессуарами) нормальным зрелищем будут демонстрационные формы в виде ступней, кистей рук. Они не воспринимаются как части некоего целого, а только лишь как предмет, создающий объем внутри продукта: ботинка или перчатки.

Стилизованные манекены.

Отдельно о манекенах, лишенных лица, либо с лицом закрытым, заклеенным, разрисованным узором: они естественны там, где их обезличенность встроена в концепцию магазина, бренда или марки. Модный дом Maison Martin Margiela сделал анонимность чем-то отдельным, похожим на стиль танца. Философский посыл безликих демонстрационных фигур, отсутствия ярлыков на вещах и вывески на магазине более ценен, чем рассуждения о внешнем виде манекена. В данном случае, модельер подчеркивает линию "никто-некто-кто угодно", не просто расширяя границы понятия "целевая аудитория", а вовсе убирая любые границы. Лишенный ориентира в виде образа манекенщицы или манекена, наблюдатель вначале теряется, не в силах продолжить ассоциировать себя и определять свое место в этой цепочке, а потом обретает безграничную свободу. Отсутствие навязанного канона — как именно ты должен выглядеть, надевая данную одежду — вот что интересно именно в таком посыле.

Невероятная, запредельная натуралистичность — вторая сторона радикального подхода к манекенам. Конечно же, такие "живые фигуры" весьма дороги, производятся поштучно: они произведение искусства. В основном, их место на витрине бутика, на выставке, на закрытом показе мод.

Проблемные моменты начинают возникать при сочетании противоположных, не гармонирующих друг с другом тактик. Смешанный подход к манекену все чаще порождает вовсе не тот эффект, который хотели произвести горе-дизайнеры и разработчики. Приведем несколько примеров для более полного понимания. Вот спортивный магазин, в нем специализированные манекены с подчеркнутым рельефом мышц. Они безлики, выставлены в произвольных позах: бегун, гимнастка, девушка в асане йоги. В этом антураже будет очень странно увидеть только лишь форму-ноги, котрые куда-то "бегут": возникнет мысль про зомби-апокалипсис, а никак не про здоровый образ жизни. Не так давно критику знатоков вызвала витрина детского магазина: красиво одетые манекены в игровых позах, при этом лишенные голов! Сознание человека говорит ему: вот весело танцующий и прыгающий (судя по положению тела и жестам) ребенок. То есть в ту секунду, когда произвольная поза и натуралистичность оформления манекена породила образ "это похоже на живое дитя", отсутствие головы создает неприятный холодящий контраст и явно отрицательное отношение к витрине и магазину, даже если прохожий и не ловит себя на этой мысли.


Максимальная стилизация под живое существо с одновременным расчеловечиванием этого же объекта недопустима не только в визуальном мерчендайзинге. Единственное место, где такое возможно — манекен-тренажер оказания первой помощи или кукла для медицинских манипуляций, но это абсолютно иная область восприятия. Обсуждая техники продаж, даже неспециалист придет к выводу: смешение анонимизации и частичных форм с натуралистичным видом этих самых форм весьма негативно воспринимается человеком, этого стоит избегать и особо обращать внимание на то, какие именно манекены находятся в вашем магазине.