Анализ розничного товарооборота
Товарооборот – один из важнейших финансовых показателей предприятия. Он позволяет определить размер бизнеса и перспективы его развития, состояние рынка, предпочтения покупателей и наиболее востребованные виды товаров. Однако, чтобы использовать этот показатель, необходимо уметь правильно его оценивать.
Понятие товарооборота
Под товарооборотом подразумевают объем продажи товаров и услуг за определенный период времени. Этот показатель оценивается в денежном (реже – натуральном) выражении.
Основной целью любого коммерческого предприятия является максимизация прибыли. Организация получает определенную сумму с каждого рубля от реализации товаров: следовательно, одним из важнейших условий увеличения прибыли является повышение товарооборота (наряду с сокращением издержек обращения и расходов на оплату труда).
Показатель товарооборота используется для бухгалтерского и налогового учета. Также его используют для принятия управленческих решений, включая планирование продаж и разработку инвестиционных решений.
Что такое розничный товарооборот
Чтобы оценить рентабельность различных каналов сбыта продукции, валовый товарооборот разбивается на две категории: оптовый и розничный (при условии, что компания работает как с оптовыми, так и с розничными покупателями).
Под термин «оптовый товарооборот» подпадают все сделки с участием крупных (оптовых) партий товаров. Конечный получатель продуктов, как правило, при этом не имеет значения: оптовую покупку может совершить как предприятие для дальнейшей реализации, так и частное лицо для собственных нужд (хотя термин «оптовая торговля» обычно подразумевает дальнейшую перепродажу или профессиональное использование товара, большинство договоров не определяют, каким именно образом товар должен быть использован).
К розничному товарообороту относятся сделки по продаже товаров в небольшом количестве конечному потребителю – для личного и семейного пользования. При расчете объема розничного товарооборота учитывают общую сумму реализованных товаров, вне зависимости от условий его оплаты (кредиты или рассрочки платежа). Розничные продажи дополнительно подразделяют на категории, в зависимости от формы торговли (магазины, передвижные точки сбыта, интернет-магазины) и формы обслуживания (через прилавок, с помощью кассы самообслуживания, курьерской доставки или через почтовое отделение).
Показатели товарооборота
К основным показателям товарооборота относятся:
-
Объем товарооборота. Это величина, которая характеризует объем реализованных товаров и предоставленных услуг за отчетный период. Оценивается в денежном (реже – натуральном) выражении;
-
Ассортиментная структура отдельных групп товаров. Показатель, характеризующий распределение товарооборота по отдельным товарным группам. Позволяет оценить интерес потребителей к различным видам продукции, а также скорректировать ассортиментную политику компании. Может оцениваться в денежном или процентном (относительно общего товарооборота) выражении.
-
Однодневный товарооборот. Определяет объем реализованных товаров за один рабочий день.
-
Скорость товарооборота (товарооборачиваемость). Данный показатель отражает, сколько раз товарные запасы были проданы и возобновлены за отчетный период времени. Увеличение товарооборачиваемости желательно для предприятия, так как позволяет повысить его прибыль.
-
Время обращения продукции. Отражает среднее время, необходимое для реализации единицы товарной продукции. Обычно измеряется в днях.
-
Товарооборот на одного работника. Характеризует объем товаров, реализованного одним сотрудником компании.
Важными показателями товарооборота также являются ритмичность (соблюдение сроков и размеров поставки товаров в соответствии с договором) и равномерность (поступление товара равными партиями через равные промежутки времени) поставок товаров. Оба показателя оцениваются безразмерными коэффициентами, которые характеризуют отклонения фактических результатов от условий, заявленных по контракту.
Формула товарооборота розничного
Формула товарооборота выглядит следующим образом:
Т=P*Q
где Т – объем товарооборота, P – цена единицы товара, Q – количество товара.
Также объем розничного товарооборота можно вычислить способом разниц. Формула выглядит следующим образом:
Т=Зн+П-В-Зк
где Т – объем розничного товарооборота, Зн – запасы товара на начало периода, П – поступление товаров, В – выбытие товаров, Зк – запасы товаров на конец периода.
Анализ розничного товарооборота
Анализ товарооборота позволяет выявлять резервы увеличения его объема, а также принимать грамотные управленческие решения, направленные на увеличение эффективности работы компании (это же является и целью расчетов). Исходя из указанной цели, в ходе анализа товарооборота решаются следующие задачи:
-
Оценивается динамика развития розничного товарооборота по объему, структуре и составу, а также времени;
-
Определяются основные факторы, влияющие на условия деятельности и товарооборот розничного предприятия;
-
Определяются степень влияния основных факторов на товарооборот розничного предприятия;
-
Анализируются источники закупок и соблюдение поставщиками контрактов;
-
Анализируются продажи потребительских товаров
Помимо этого, проводится SWOT-анализ и обосновываются резервы для повышения рентабельности бизнеса и увеличения розничного товарооборота.
Факторы, влияющие на товарооборот
Важной частью основного этапа анализа является оценка факторов, влияющих на товарооборот. Существует три группы факторов, влияющих на товарооборот:
-
Связанные с товарными ресурсами. Сюда относится запас товара на начало расчетного периода, поступление и выбытие товаров, запасы на конец периода.
-
Связанные с численностью работников и производительностью труда.
-
Связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов предприятия и режимом его работы. Это размер торговой площади, режим работы компании, выработка на одно условное рабочее место.
Некоторые специалисты выделяют дополнительную группу, а именно социальные факторы (при анализе ее обычно не используют, т.к. влияние подобных факторов трудно установить в численном виде).
Как рассчитать товарооборот и провести анализ
Специалисты предлагают следующий порядок для анализа товарооборота по общему объему:
-
На первом этапе следует изучить соблюдение плана и изменение товарооборота во времени. Оценка проводится с учетом анализа динамики товарооборота розничной торговли, покупательной способности населения и зоны деятельности компании. Такой анализ помогает определить эффективность работы предприятия, а также разработать способы увеличения оборота и улучшения ассортимента.
-
На втором этапе необходимо изучить товарооборот и сравнить его с товарооборотом за несколько предыдущих лет. Оценка производится по фактическим и сопоставимым ценам. За счет этого удастся оценить не только изменение товарооборота в денежном выражении, но и разницу в физическом объеме проданных товаров, а также влияние цен на товарооборот.
-
На третьем этапе вычисляется среднегодовой темп изменения товарооборота. Расчет проводится как в фактических, так и сопоставимых ценах.
-
Четвертый этап заключается в оценке прироста товарооборота благодаря повышению эффективности МТБ.
Также может быть проведен анализ товарооборота по отдельным структурным группам. В этом случае порядок действий будет следующим:
-
Анализируется ритмичность и равномерность товарооборота. Для оценки ритмичности отчетный период делят на временные отрезки (дни, недели, декады, месяца и кварталы), после чего вычисляют отношение периодов, за которые выполнен план, к общему количеству периодов. Равномерность, как правило, оценивается в рамках отдельных торговых единиц или групп.
-
Анализируется состав и ассортиментная структура. При этом сначала оценивается состав товарооборота (в динамике и относительно плана), а затем – изучается товарооборот и соблюдения плана по товарным единицам и товарным группам. В дальнейшем требуется определить изменение товарооборота по товарным группам, в зависимости от сезонности. Собранные данные позволяют оценить предлагаемый ассортимент товаров и качество работы с покупателями.
-
Анализируются товарные запасы. Оценивается величина фактических товарных запасов по сравнению с установленными нормативами. Оценка проводится по каждому кварталу. Далее анализируются запасы с учетом отдельных товарных групп. После этого определяется среднегодовая величина товарных запасов.
Исходя из анализа товарных запасов, можно оценить факторы, которые влияют на среднегодовой размер товарных запасов. Основные из них – это товарооборачиваемость и изменение объема товарооборота. Увеличение объема розничного товарооборота приводит к замедлению роста товарных запасов, в то время как при замедлении товарооборачиваемости размер запасов будет уменьшаться.
Увеличение товарооборота возможно только при достаточном размере товарных запасов и эффективном использовании имеющихся ресурсов. При анализе следует оценить, как величина товарных ресурсов влияла на оборот в отчетный период. Соблюсти план оборота позволяет повышение величины товарных запасов на начало отчетного периода. Выбытие товара в этот период, напротив, негативно сказывается на работе предприятия.
Таким образом, товарооборот может применяться для оценки мощности торгового предприятия и динамики его развития. Сопоставляя товарооборот с затраченными компанией ресурсами (в том числе товарных, трудовых и финансовых), можно получить представление об эффективности работы предприятия.
Развитие компании невозможно без качественного торгового оборудования. Компания PF-TORG предлагает различные виды систем, используемых в работе предприятий розничной торговли. В наличии контрольно-кассовая техника, стеллажи, витрины, манекены и многое другое.
- Комментарии