Свет вместо краски: подчеркиваем достоинства товара с помощью правильного освещения торгового зала

15 апреля 2016

Покупателю удобно сравнивать и выбирать товары в хорошо освещенном пространстве. Качественно поставленный свет прячет и смягчает недостатки подобно ретуши, акцентирует внимание на удачных деталях, притягивает взгляд к оформлению витрины, помогает прочесть мелкие буквы на этикетке. Обыгрывание формы и размера, правильная подача цвета, создание атмосферы уюта внутри магазина – все это важно для хороших продаж. Не уделив должного внимания настройке освещения, можно столкнуться с тем, что дорогой и качественный товар «спрятан», он будто невидимка, хоть и на самом выгодном месте, а пыль на упаковке смотрится как вмятина.

Если вы полагаете, что показатели продаж не зависят от того, насколько светло в зале, проведите пару пасмурных дней, не меняя перегоревших лампочек: это избавит вас от сомнений в том, что световые акценты и освещение для магазина – магнит для внимания покупателей и средство повышения доходности!

Оцениваем пространство внутри магазина с научной точки зрения

Эти показатели и свойства нужны для составления плана по освещению торговых площадей:

  • общая освещенность. Измерения проводятся в 80 см от пола, единица измерения называется 1ЛК (люкс);
  • коэффициент отражения света от каждой поверхности, отличающейся от соседней материалом либо цветом;
  • предполагаемая цветовая температура светильников (холодный, теплый, нейтральный свет), и, для сравнения, эти же показатели на соседних торговых площадках, если вы не единственный арендатор.

Разумеется, нужно учитывать направленность и концепцию конкретного магазина, размеры, форму, торговое оборудование, цветовую гамму товара под выкладку. Вечерние платья на манекенах потребуют не меньше, чем 1000 ЛК мягкого теплого света, чтобы подчеркнуть качество кроя, швов, достоинства ткани. Расположение источников света, угол падения светового потока будут важны и окупятся. А крупный сетевой продовольственный магазин имеет право сэкономить на стоимости осветительных приборов, условия осмотра товаров должны быть всего лишь нормальными, приемлемыми – но не высококлассными, эти затраты в данной категории товаров не оправданы. Яркими и праздничными должны выглядеть магазины для детей, а цветовая температура освещения в них будет около 3000–3500 К. Продавцы обуви, игрушек, тканей, мелочей для рукоделия, одежды могут сразу ориентироваться на цифру не менее 800–1000 люкс.

Расставляем световые акценты

В торговых помещениях распространены люминесцентные лампы и галогенные светильники, они достаточно ровно и качественно передают цвета, а цена в интернет магазине «Проф Торг» доступна.

Планировать композицию освещения в пространстве торгового зала начинают с определения зон, которые буду выделены светом. Освещенность наращивают от центра к периметру. Обойдите зал так, как сделает это покупатель: вы не должны обнаружить темных углов, где торговые манекены будут играть в прятки и загадочных теневых участков. Если помещение сложной планировки, вытянутое вглубь, с закоулками, поворотами, загроможденное оборудованием, то верхнее, базовое освещение необходимо усилить дополнительными средствами. Световые панно, стрелки-указатели, карнизы со встроенной подсветкой создадут для покупателя своеобразную карту перемещения по магазину. Человек будет инстинктивно двигаться от улицы – менее яркой – к витринам и выставке магазина, кажущимся ему более светлым объектом.

Свет — концентратор внимания! Если соседний магазин по яркости превосходит вашу, пусть и продуманную до мелочей, схему подсветки, то визуальный перепад уровня освещенности сделает торговую площадь с обилием полутонов и теней не более интересной и загадочной, а попросту блеклой и темноватой. Недостаточно видимый товар подсознательно воспринимается как некачественный. Потому, по возможности, стоит найти компромисс с соседями: фактор равномерности освещения создает более ровное и спокойное, внимательное настроение у человека, пришедшего сделать выбор и потратить деньги.

Точка, точка, запятая...

Светотехник, арендодатель и дизайнер торгового зала – важные люди при обсуждении схемы освещения, но превыше всего должен стоять здравый смысл и практика. В витрине или наружном фасаде используются светильники прямого света, на товары категории «хит продаж» направлен мощный световой пучок, а верхние лампы не оставляют темным углам ни малейшего шанса? Теперь вторично обойдите весь зал, прихватив с собою двух помощников: меньше среднего и выше среднего роста, чтобы проверить, нет ли чрезмерного или даже ослепляющего эффекта. Вместо интереса к продукции боль в глазах закономерно вызовет у покупателя только раздражение и желание покинуть торговую точку как можно быстрее. Люминесцентные лампы, собранные в модули и смонтированные в подвесные системы, равномерно рассеивают испускаемый ими свет, а вот точечно вмонтированные приборы и световые панно нужно будет отрегулировать. Лампы накаливания, как более агрессивные, желательно экранировать.

Что касается цветовой температуры, то наиболее предпочтителен оттенок освещения, близкий к ясному солнечному дню. Это создает спокойную атмосферу, соответствующее настроение. Полутона, специально затененные зоны с небольшими цветными (красными, желтыми) светильниками подходят для кафе, антикварных и книжных магазинов, зон отдыха. Расстановка бытовой техники производится под ровным, нейтральным белым светом: так товар смотрится безупречно новым и чистым, словно только минуту назад из упаковки. Компьютеры, аудио, видео как символ высоких технологий могут быть освещены ярко, контрастно, даже резко, с применением спецэффектов.

Помните: люди будут двигаться от более темных участков к более светлым, избегая рассматривать детали товара, упрятанного в нишу, полную теней. Помещение должно казаться небольшим, легко обходимым и просматриваемым, желательно сразу указать расположение выходов с помощью световых стрелок и карнизов. Покупатель, чувствующий себя уютно, безопасно, задержится в торговом зале столько, сколько ему захочется, главное – предоставить ему возможность рассмотреть, оценить, полюбоваться товаром, прочесть этикетку, не вглядываясь в цифры в темноте. В основе любой хитроумной схемы освещения все равно лежит уважение к клиенту магазина.