Виды и типы магазинов
Виды и типы магазинов
Существуют разные классификации для объектов розничной торговой сети. Все магазины делятся по таким критериям, как целевая аудитория, уровень цен, ассортимент и другие признаки. Выясним, в чем основные отличия различных форматов торговли.
Основные форматы продуктовых магазинов
В соответствии с национальными стандартами предприятия торговли классифицируются примерно на 20 форматов. Магазины делятся на виды на основании следующих критериев:
- уровни цен;
- выбор товаров;
- площади;
- формы обслуживания покупателей;
- целевые аудитории.
По товарному ассортименту торговые точки бывают специализированными, универсальными и с комбинированной номенклатурой.
Магазин «у дома»
Торговая точка, расположенная в жилых кварталах, предлагает небольшой выбор товаров и пищевых продуктов первой необходимости. Они работают до глубокой ночи и каждый день на протяжении недели. Из-за ограниченной номенклатуры владельцы таких магазинов используют повышенные наценки. Магазин «у дома» обладает следующими достоинствами:
- удобство. Магазин находится в непосредственной близости от дома, и это означает, что клиентам не нужно затрачивать много времени на поездки, чтобы купить необходимые товары;
- широкий выбор. Торговые точки, расположенные в многоквартирных домах, обычно имеют хорошо развитую инфраструктуру, что позволяет им предлагать товары, таких как продукты питания, товары для дома и быта, косметика;
- выгодные условия для жильцов. Некоторые магазины могут предлагать специальные цены и скидки для жильцов дома, что дает им преимущество перед другими покупателями;
- простота доставки. Благодаря удобному расположению, такое заведение может предложить быстрый и удобный способ доставки товаров в квартиру жильцов;
- возможность экономии времени и денег. Посещая магазин у дома, клиенты могут не делать лишние траты, что делает покупки ещё более удобными и выгодными.
Дискаунтеры
Магазины дискаунтеры - это торговые точки, которые предлагают товары по низким ценам за счет снижения издержек на аренду помещения, оплату труда и рекламу. Выделяют особенности дискаунтеров:
- простой и минималистичный интерьер;
- отсутствие дизайнерских украшений;
- ограниченный выбор;
- простая система организации и хранения товаров;
- частые акции и специальные предложения;
- низкие цены.
В таких магазинах покупатели могут сэкономить деньги на покупках, а также приобрести продукцию в больших количествах и по низким ценам. Есть и определенные недостатки, например, некачественный товар, ограниченный выбор, невысокая обслуживание клиентов, отсутствие бонусных программ и дисконтных карт.
Магазин-склад
Магазин-склад - это коммерческая организация, которая реализует товары. В отличие от обычных магазинов, магазин-склад имеет большой общий склад, на котором хранятся товары в больших количествах. Это позволяет оперативно отгружать товары клиентам и осуществлять его доставку. Многие магазины-склады реализуют определенный тип или группу товаров, таких как продукты питания, электроника, строительные материалы, мебель. Они часто являются поставщиками для мелких магазинов и предприятий, которые затем продают товары конечным потребителям. В таких торговых точках часто устанавливают более низкие цены.
Супермаркет
Супермаркет – это крупный торговый магазин, который реализует разную продукцию, включая продукты питания, бытовую химию, косметику, одежду, обувь. Особенностью супермаркетов является то, что все товары находятся в одном здании и доступны круглосуточно или в режиме работы с утра до позднего вечера.
Кроме того, такие магазины часто предлагают различные акции и скидки на товары, имеют программы лояльности и клубные карты, а также обеспечивают доставку продуктов на дом. В супермаркетах также можно воспользоваться услугами кафе, пекарен, столовых и других заведений питания. Супермаркеты обычно занимают большие площади и имеют развитую инфраструктуру – удобные парковки, детские игровые зоны, пункты выдачи заказов. Такие магазины – популярные места для покупок, особенно среди жителей крупных городов. В супермаркетах часто можно встретить различные акции и специальные предложения.
Гипермаркет
Гипермаркет – это крупный розничный магазин, который предлагает огромный выбор товаров на самые разные нужды – от продуктов питания до техники, животных и одежды. К особенностям торговых точек относится - обширная территория, огромное количество отделов и разнообразие товаров.
Выделяют преимущества гипермаркетов:
- экономия времени – возможность приобрести все товары в одном месте без необходимости ездить по разным магазинам;
- широкий ассортимент – в гипермаркетах представлены товары самых разных категорий;
- система скидок и акций – в гипермаркетах часто действуют различные скидки и акции, что делает покупки более выгодными;
- качество товаров – большинство гипермаркетов стремится предлагать известные и проверенные марки товаров высокого качества;
- удобство – фактически все гипермаркеты работают круглосуточно или по расширенному графику, что облегчает поездку в магазин для тех, у кого нет свободного времени в обычное рабочее время.
Типы магазинов по форме торгового обслуживания
Форматы торговых точек зависят от типа обслуживания покупателей и от других критериев.
Форматы торговых точек зависят от типа обслуживания покупателей и от других критериев.
Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей - это торговые объекты, в которых продавцы помогают купить товар, дают им советы и рекомендации и обеспечивают высокий сервис каждому покупателю. Такие магазины часто имеют более высокие цены, но более высокая компетентность персонала делает покупку более приятной и удобной.
Магазины бывают такие:
- бутики и магазины модной одежды, где продавцы помогают подобрать подходящий наряд и дополняющие его аксессуары,
- магазины ювелирных изделий, где продавцы помогают выбрать украшение, ориентируясь на вкус и стиль покупателя и учитывая его бюджет;
- магазины косметики и парфюмерии, где консультанты помогают выбрать продукты, подходящие для типа кожи и волос покупателя, и дают советы по уходу;
- магазины электроники и бытовой техники, где консультанты помогают выбрать устройства с нужными функциями и объясняют, как их использовать.
Продажа через прилавок - это тип продаж, при котором посетители выбирают товары на прилавке, а продавцы просто продают товары, не оказывая индивидуальных услуг, не дают советов и рекомендаций. Такой подход обычно применяется на торговых точках с низкими ценами, где основной приоритет - это быстрое обслуживание и быстрая продажа товара. Из таких объектов стоит выделить супермаркеты, где товары выбирают сами, а продавцы только сканируют товары и получают оплату. Магазины бытовой химии и средств гигиены, где покупатели выбирают товары сами на прилавке. А также магазины одежды и обуви, где продавцы только обеспечивают обслуживание кассы и не оказывают дополнительных услуг.
Открытой выкладкой
Магазины с открытой выкладкой – это торговые объекты, на которых товары выкладываются на полках, стеллажах и других открытых местах. Прежде всего, не нужно обращаться к продавцу – покупатель может самостоятельно выбрать и взять нужный товар. Предусмотрен большой выбор товаров – в открытой выкладке выбор товаров, особенно в супермаркетах. Удобство выбора – покупатели могут свободно перемещаться по магазину, рассматривать товары и сравнивать их, что облегчает выбор. Сокращение затрат на продажу – магазины с открытой выкладкой имеют меньше затрат на обучение продавцов, затраты на техническую оснастку и обслуживание магазина. Требуется контроль за наличием товаров – при использовании открытой выкладки необходимо следить за наличием товаров и оперативно восполнять их. Увеличение риска кражи – в магазинах с открытой выкладкой больше вероятность кражи товаров, что требует усиленного контроля.
Продажей по образцам или каталогам
Магазины с продажей по образцам или каталогам имеют большой выбор товаров для заказа через каталоги или образцы, что позволяет клиентам выбрать то, что им нужно без необходимости их просматривать в физическом магазине. Кроме того, цены на товары могут быть ниже, поскольку нет необходимости в аренде большого магазина и содержании большого количества персонала. Важно заметить, что для того, чтобы клиент получил заказанный товар, он должен подождать несколько дней или даже недель, пока его товар будет доставлен.
Продажей по предварительному заказу
Магазины, работающие по предварительному заказу. Они выставляют на продажу товары, которых нет в наличии на момент покупки, но которые могут быть заказаны заранее. Это позволяет клиентам получать продукцию, которой не было в наличии в физическом магазине, или же заказывать индивидуальные товары по своим потребностям. Но такие торговые объекты могут иметь более высокие цены на товары, чем магазины, где все товары есть в наличии. Важно заметить, что для того, чтобы получить заказанный товар, клиент должен подождать несколько дней, пока его заказ не будет выполнен.
Самообслуживанием
Магазины с самообслуживанием представляют собой торговые точки, где покупатель сам выбирает нужный ему товар и сам выполняет все необходимые действия по оплате товара, без посредничества продавца. Также на объектах с самообслуживанием часто используются самообслуживаемые кассы, которые позволяют быстро и удобно оплатить товары без очереди. К плюсам относится экономия времени и повышение эффективности работы магазина. Но такие объекты не всегда имеют высокий уровень обслуживания и могут оставаться без пристального внимания со стороны персонала, что может вызвать недовольство у покупателей.
Принципы размещения магазинов
Размещение магазинов зависит от таких факторов, как географическая обстановка, населенный пункт, социальный статус и доходность жителей, конкуренция и другие факторы. Учитывается принцип доступности. Это означает, что магазины должны располагаться вблизи жилых микрорайонов, общественного транспорта и других мест, которые могут быть легко доступны для большинства населения. Вторым важным принципом является принцип ресурсов. Это означает, что торговые точки должны размещаться там, где доступны необходимые ресурсы, такие как вода, электричество. Третьим принципом является принцип конкуренции. Размещение магазинов должно учитывать конкуренцию с другими магазинами в том же районе, чтобы избежать насыщения рынка и конкуренции за один и тот же сегмент товаров. Наконец, принцип потребности населения означает, что магазины должны предлагать товары и услуги, которые учитывают интересы и запросы населения.
Также используются методы размещения торговых точек. При равномерном способе основная цель – это максимальное приближение к населению. Ступенчатый или концентрический используется в районах жилого типа. Групповые варианты при обустройстве торговых центров.
- Комментарии